Исковая давность в спорах о неотработанном авансе: интересное дело в арбитраже

Арбитражными судами был рассмотрен интересный спор, в котором генподрядчик пытался взыскать с субподрядчика неотработанный аванс спустя несколько лет после истечения срока выполнения работ.
Так, между генподрядчиком и субподрядчиком был заключен договор субподряда. Генподрядчик перечислил субподрядчику аванс. Договором был установлен срок на выполнение работ – до 13 августа 2018 года.
Субподрядчик нарушил сроки выполнения работ. Между сторонами были подписаны акты о частично выполненных работах в апреле 2020 года. К 20 июня 2023 года работы субподрядчик в полном объеме так не были выполнены.
В связи с этим генподрядчик 18 сентября 2023 года в одностороннем внесудебном порядке отказался от договора и потребовал возврата неотработанного аванса.
Субподрядчик добровольно не вернул неотработанный аванс, поэтому генподрядчик обратился в суд.
Юрист правового департамента Юридического бюро «Константа», член ИРО Ассоциации юристов России Владислав Черепенин рассказывает о выводах, к которым пришли суды.
Суды первой и апелляционных инстанций отказали в удовлетворении исковых требований. Отказывая в удовлетворении, суды исходили из того, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям. По мнению судов, поскольку договором был установлен срок выполнения работ, то срок исковой давности истек 14 августа 2021 года, так как истец узнал о нарушении своего права 14 августа 2018 года – на следующий день после истечения срока выполнения работ.
Однако суд кассационной инстанции не согласился с выводами нижестоящих судов. Так, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07 марта 2025 года № Ф05-1632/2025 судебные акты были отменены, дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции отметил, что момент перечисления предварительной оплаты, а равно установленный договором срок выполнения работ не имеют определяющего значения при исчислении срока исковой давности, поскольку в ситуации, когда договором не предусмотрено прекращение обязательств по окончании срока его действия и ни одна из сторон не заявляет о расторжении договора, предполагается сохранение интереса обеих сторон в исполнении сделки, в том числе в выполнении работ за счет полученного аванса.
Отказ от исполнения договора следует рассматривать в качестве способа востребования неотработанного аванса.
Соответственно, исковая давность по требованию о возврате неотработанного аванса наступает по истечении трех лет с момента, когда односторонний отказ заказчика от договора повлек последствия, на которые он был направлен (привел к внесудебному расторжению договора). С иском генподрядчик обратился в суд в марте 2024 года, то есть в пределах трех лет после отказа от исполнения договора и востребования суммы аванса.