ВС РФ указал на возможность замены арбитражного управляющего при наличии сомнений в его независимости
ВС указал, что наличие сомнений в независимости и беспристрастности арбитражного управляющего, предложенного кредитором, может быть основанием для утверждения иной кандидатуры арбитражного управляющего.
Кредитор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Задолженность кредитора составляла минимально необходимую сумму, дающую право подать заявление о банкротстве, и подтверждена судебным приказом. В заявлении кредитор предложил к утверждению кандидатуру арбитражного управляющего. Суд первой инстанции запросил в СРО арбитражных управляющих сведения относительно предложенной кандидатуры.
Второй кредитор (банк) также предъявил свои требования к должнику, его заявление принято судом как заявление о вступлении в дело о банкротстве. Одновременно банк погасил требования к должнику первого кредитора, что привело в процессуальной замене первого кредитора на банк в деле о банкротстве. В связи с отказом банка от первого заявления производство по нему прекращено судом.
При рассмотрении второго заявления банка о банкротстве должника и вопроса об утверждении кандидатуры арбитражного управляющего суд запросил сведения в СРО арбитражных управляющих относительно кандидатуры, предложенной банком.
Апелляционная инстанция определение нижестоящего суда отменила в части обязания СРО арбитражных управляющих представить сведения по кандидатуре, предложенной банком. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что при наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, поступившим в арбитражный суд первым. При этом суд отметил, что право на предложение кандидатуры арбитражного управляющего не может перейти ко второму заявителю независимо от того, погашено ли первоначально заявленное требование. В связи с чем, по мнению суда апелляционной инстанции, у суда первой инстанции не было оснований запрашивать сведения относительно предложенной вторым кредитором кандидатуры.
Передавая кассационную жалобу банка для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховный Суд указал на необходимость исследования доводов банка о заинтересованности арбитражного управляющего, предложенного первым кредитором. Поскольку материальный интерес любого кредитора в деле о банкротстве заключается, в первую очередь, в погашении долга перед ним, а первый кредитор после получения удовлетворения своего требования продолжал возражать против процессуального правопреемства и настаивать на банкротстве должника, есть основания полагать, что данный кредитор аффилирован по отношению к должнику и осуществил ряд действий, направленных на введение контролируемой процедуры банкротства. В такой ситуации высказанные банком сомнения в беспристрастности арбитражного управляющего должны быть проверены и устранены.
Комментирует новость ведущий юрисконсульт правового департамента Юридического бюро «Константа» Анна Овсеенко:
«Законом о банкротстве установлено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве должен быть независим от должника и кредиторов, должен действовать в интересах всех участвующих в деле о банкротстве лиц. При этом, на настоящий момент широко распространилась практика контролирования должником собственной процедуры банкротства, в том числе, через лояльного арбитражного управляющего. Во многих случаях подобная практика не позволяет достичь целей, для которых вводится процедура банкротства – наиболее полное удовлетворение требований всех кредиторов должника.
На наш взгляд, подход Верховного суда, согласно которому первостепенное значение имеет независимость и беспристрастность арбитражного управляющего, а не очередность предложения кредиторами своих кандидатур, логичен и оправдан, позволяет независимым кредиторам противостоять введению контролируемых процедур банкротства.»