Дезинфекция общего имущества МКД (анализ актов органов государственной власти)
Уважаемые предприниматели! Мы продолжаем серию публикаций «Константа в эфире».
Как было анонсировано в нашей предыдущей публикации, сегодня юрист Юридического бюро «Константа» - эксперт Ассоциации управляющих компаний «Новое качество» Араз Рзаев проанализирует акты федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ, касающиеся обработки общих помещений МКД дезинфицирующими средствами.
Основной нормативный акт, регулирующий обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – это Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Именно в данном законе указаны основные требования по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения и закреплен исчерпывающий перечень мер, допустимых к применению в данной сфере, а также определены полномочия государственных органов и их должностных лиц по установлению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Вместе с тем, в актах, принимаемых на федеральном уровне под различными наименованиями (письмо, рекомендации, инструкции и т.п.), отсутствуют ссылки как на Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», так и на какое-либо иное федеральное законодательство.
С момента распространения новой коронавирусной информации на федеральном уровне было издано два акта, которые непосредственно касаются санитарной обработки различных объектов, учреждений и территорий: письмо Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. № 02/770-2020-32 «Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами» и письмо той же Федеральной службы от 27 марта 2020 г. № 02/5210-2020-24 «О проведении дезинфекционных мероприятий в офисных помещениях» (ссылки на текст указанных актов размещены в конце публикации).
Давайте вкратце рассмотрим содержание указанных писем.
Во-первых, в письме от 23 января 2020 г. № 02/770-2020-32 и инструкции, являющейся приложением к нему (далее – инструкция № 02/770-2020-32), отсутствует ссылка на нормативно-правовой акт, на основании которого указанное письмо принято.
Данный факт сам по себе вызывает сомнения относительно юридической силы указанного письма, поскольку в соответствии с требованиями Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, должны быть приняты во исполнение указанного закона и не противоречить ему.
Да и сама юридическая техника составления подобных актов органами государственной власти предусматривает обязательную ссылку на нормативно-правовой акт, на основании либо во исполнение, которого они приняты.
Во-вторых, в инструкции № 02/770-2020-32 (абз. 5 стр. 1) указано, что «обеззараживанию подлежат все поверхности в помещениях, предназначенных для пребывания пассажиров, а также персонала аэропорта, занятого обслуживанием пассажиров и багажа, включая поверхности в помещениях, руки, предметы обстановки, подоконники, спинки кроватей, прикроватные тумбочки, дверные ручки, посуда больного, игрушки, выделения, воздух и другие объекты».
С учетом того, что упоминания о других объектах в инструкции отсутствуют, можно сделать вывод о регулировании ею только порядка дезинфекции мест большого скопления населения и, в первую очередь, пассажиров.
Следовательно, целесообразность применения указанной инструкции в целях санитарной обработки общих помещений МКД вызывает сомнения, в виду отсутствия указания на такую возможность в самой инструкции.
В остальном инструкция № 02/770-2020-32 является кратким изложением Санитарных правил № 3.5.1378-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. № 131), которые содержат требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности в целом и не устанавливает никаких обязанностей по санитарной обработке общих помещений МКД.
В письме от 27 марта 2020 г. № 02/5210-2020-24 и инструкции, являющейся приложением к нему (далее – инструкция № 02/5210-2020-24), также отсутствует какая-либо ссылка на нормативно-правовые акты, на основании которых оно принято.
Кроме того, как следует из названия вышеуказанного письма и инструкции, ими регулируется порядок проведения дезинфекционных мероприятий в офисных помещениях организаций, временно приостановивших деятельность, или сотрудники которых перешли на дистанционную форму работы.
Кроме того, сам порядок проведения дезинфекции в соответствие с требованиями инструкции № 02/5210-2020-24 предполагает отсутствие людей на дезинфицируемых объектах.
Остальные положения инструкции № 02/5210-2020-24 также являются выжимкой из СП 3.5.1378-03.
Итак, если подытожить все вышесказанное относительно писем Роспотребнадзора, то можно сделать следующие выводы:
- указанные письма носят, скорее, рекомендательный характер, чем предписывают организациям осуществление мер по санитарной обработке;
- данные письма не содержат никаких упоминаний о необходимости дезинфекции общих помещений МКД, да и вообще, каких-либо других видов объектов, кроме тех, которые непосредственно указаны в этих письмах.