Поправки в российском законодательстве определят истинных владельцев бизнеса
Министерство экономического развития России подготовило законопроект, который вводит в Гражданский кодекс РФ понятие «контролирующие лица» компаний и устанавливает их ответственность.
Законопроект позволит признавать контролирующим лицо, если оно в силу перечисленных в законопроекте обстоятельств имеет право прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с подконтрольными организациями или супругами, родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, право распоряжаться более 50% голосов или не менее 30% голосов, если нет других крупных собственников, назначать более половины совета директоров или единоличный исполнительный орган, или определять действия подконтрольной организации.
Подконтрольная организация или ее участники будут иметь право требовать возмещения убытков, причиненных предприятию по вине контролирующего лица. Причинившие убытки контролирующие лица будут нести ответственность солидарно, а в случаях причинения убытков совместно с другими лицами, солидарно с ними.
Это сделано для совершенствования правового регулирования отношений контроля и ответственности контролирующих лиц за убытки, причиненные подконтрольному лицу.
Планируется, что действие этих норм будет распространено на все коммерческие и некоммерческие организации, независимо от их организационно-правовой формы, а также на физических лиц. Это позволит максимально широко охватить круг лиц, являющихся контролирующими.
Таким образом, в российском законодательстве появляется ответственность «теневого директора» – фактического контролирующего лица.
Кроме того, эти принципы также распространяются на государство и муниципалитеты, которые также могут выступать контролирующими лицами при наличии общих для всех лиц оснований, и также нести ответственность по единым для всех правилам.
Директор Правового департамента Юридического бюро «Константа» МаксимНиконов полагает, что в случае принятия поправок новый закон коснётся работы менеджмента любых компаний, независимо от организационного-правовой формы и масштабов бизнеса, поскольку более четко урегулирует субъектный состав лиц, отвечающих по долгам компаний перед учредителями и контрагентами.