Наличие этапов не является основанием списания неустойки по неисполненному контракту
Верховный суд Российской Федерации рассмотрел спор, возникший в рамках государственного контракта по иску подрядчика к Московскому метрополитену (заказчику работ). Истец требовал взыскания 1,3 млн руб. задолженности, которая, по его мнению, возникла в результате неправомерного удержания ответчиком неустойки за просрочку исполнения первого этапа работ по контракту, а также процентов за пользование чужими денежными средствами на основании статьи 395 ГК РФ.
Истец утверждал, что оставшаяся сумма неустойки подлежит списанию, так как соответствует условиям применения антикризисных мер, установленных Законом № 44-ФЗ и Правилами № 783, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 г.
Три инстанции поддержали подрядчика и иск удовлетворили.
Однако Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила решения судов нижестоящих инстанций и отказала подрядчику в удовлетворении исковых требований.
Основные доводы Верховного Суда:
- списание неустойки возможно исключительно в случаях, когда контракт исполнен в полном объеме;
- истец не лишен возможности требовать списания неустойки только после полного исполнения всех обязательств по контракту, если будут соблюдены условия, предусмотренные законодательством;
- действия ответчика по отказу в списании неустойки были правомерными.
По мнению ведущего юриста Юридического бюро «Константа», члена «Ассоциации юристов России» Ивана Волкова, коллегия Верховного Суда Российской Федерации своим решением упорядочила рассмотрение государственными заказчиками и подрядчиками вопроса о списании неустойки по госконтрактам.
По мнению эксперта, определение СК по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30 января 2025 г. № 305-ЭС24-17591 по делу № А40-180941/2023 содержит строгую трактовку норм Закона № 44-ФЗ и Правил № 783, уточняя, что антикризисные меры по списанию неустоек не применяются к действующим «незакрытым» контрактам, то есть договорам с неисполненными обязательствами.
Это создает важный прецедент для государственных и муниципальных заказчиков, а также подрядчиков, работающих в рамках контрактной системы.