Последствия переоформления компаний на подставных лиц

Екатерина Соловьева, заместитель руководителя отдела регистрации и ликвидации ЮЛ и ИП Юридического бюро ''Константа'' в г. Владимир
Нередко собственники бизнеса пользуются услугами подставных лиц, которых в народе называют «номиналы». Обо всем по порядку, сначала давайте разберемся кто же такие «номиналы», и какие существуют нюансы. Уголовный кодекс РФ под подставными лицами понимает лиц, которые являются учредителями юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом. Простыми словами «номинал» —это человек, который без намерения управлять компанией, за плату подписывает всю документацию, которая необходима в хозяйственной деятельности Общества. Номинальными директорами становятся, как правило, социально незащищенные и неблагополучные категории граждан, а также пенсионеры, студенты. Есть и профессиональные «номиналы», которые являются юридически и экономически подкованными, выглядят они представительно и уже за приличную заработную плату готовы присутствовать в офисе, участвовать в переговорах, представлять интересы юридического лица на любых предприятиях и в организациях.
Чем же рискует настоящий собственник бизнеса используя подставных лиц? Кроме Уголовной ответственности, установленной упомянутыми выше статьями уголовного кодекса, не стоит забывать еще и о субсидиарной ответственности. Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемой закрытия предприятия, чтобы не иметь больше к нему никакого отношения, не нарушая при этом закон и, по возможности, с наименьшими затратами времени и средств. Альтернативные формы закрытия компаний, такие как например реорганизация уже отходят на второй план. Все больше закрываются –официальным путем, используя добровольную ликвидацию–при отсутствии задолженности в бюджет и перед контрагентами, а при наличии таковой прибегают к процедурам банкротства. Но предшествует всему этому огромное желание собственников бизнеса избежать ответственности путем переоформления компании на другое подставное лицо, и назначения этого же лица директором. Сложившаяся на сегодняшний день судебная практика говорит о том, что за долги компании своим личным имуществом есть шанс ответить и у учредителей, и у руководителей компании, и у третьих лиц, юридически не связанных с компанией на момент процедуры банкротства.
Приведу пример Арбитражного дела, в ходе которого были привлечены к субсидиарной ответственности бывшие собственники Обществ:
Дело А56-41166/2010 о признании банкротом ООО «Ракурс». В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий подал заявление о привлечении бывшего участника к субсидиарной ответственности.
Суть дела: участники продали свою долю номинальному лицу, его же назначили директором.
Бывший участник общества , который на момент возбуждения дела о банкротстве юридически никак не был связан с юридическим лицом был привлечен к субсидиарной ответственности в размере 5 727 576, 36 руб. Суд пришел к выводу о том , что между продажей доли номинальному лицу и банкротством юридического лица есть причинно- следственная связь, а именно: лицо, которому была продана доля и который был назначен директором юридического лица–номинальное: 1.стоимость доли бывшим участникам не уплачивал, а получил вознаграждение за предоставление своих персональных данных; 2.на него оформлено несколько юридических лиц; 3.новый руководитель вести экономическую деятельность намерения не имел; 4.объяснения бывшего директора относительно места нахождения документации и имущества носили непоследовательный характер; 5.установлено отсутствие каких –либо взаимоотношений с покупателем доли.
В результате, суд сделал вывод о недействительности в силу ничтожности действия участника по прекращению юридических связей с обществом. Суд признал эти действия как не соответствующие обычаям делового оборота, и что ответчик осознавал характер своих действий и сознательно допускал последствий в виде банкротства. В результате продажи доли номинальному лицу общество утратило возможность функционировать и исполнить обязательства перед кредитором, т.к. представленный акт приемки передачи с подделанной подписью, документация и имущество новому директору не передавались. Имелся факт уменьшения активов на момент продажи доли. Денежные обязательства перед кредитором–возникли в период действия этого участника.
Суд признал, что все эти действия по прекращению юридических связей участника с обществом в совокупности привели должника к банкротству.
В заключении, повторюсь, переоформляя свою компанию на подставных лиц, Вы рискуете быть привлеченным к субсидиарной ответственности и уголовной ответственности в том числе и по формальным признакам.